«Муха-Цокотуха» на новый лад 04.05.2012 В Уральском областном драматическом театре имени А.Н. Островского блестяще прошла премьера первого детского мюзикла «Муха-Цокотуха». Режиссером-постановщиком мюзикла стал Руслан Джумахметов, неоднократный призер престижных премий на театральном поприще республиканского и международного масштаба. – Взять эту сказку мне посоветовала главный режиссер нашего театра О. Малуша. Музыку написала Татьяна Ковалева. В постановке использовалось порядка двенадцати разных музыкальных номеров в исполнении разных героев, – говорит Руслан Джумахметов. – Вообще была проделана огромная командная работа. Я благодарен дирекции театра в лице Ю. Зеленцова, костюмерам, художникам по свету, декораторам, всем тем людям, без которых постановка просто бы не состоялась. Как рассказал Р. Джумахметов, мюзикл создавался из трех разных пьес по произведениям К. Чуковского. Сказка «Муха-Цокотуха» была выбрана из-за того, что этот детский и хорошо воспринимаемый маленькими зрителями рассказ о жизни насекомых весьма красноречиво рассказывает о взрослых проблемах, жизненных обстоятельствах, в которых важно оставаться человеком и иметь душу. Именно поэтому главная героиня сказки Муха (Мирослава Шоналова) является обычной горожанкой, бедной цветочницей, которая никогда никому не нравилась, и которой неожиданно повезло. Команда, работавшая над мюзиклом, нашла зерно роли Мухи-Цокотухи: ничем не приметная замарашка превращается в принцессу. Первоначально Муху отталкивают остальные жители города, не принимают ее в общество. Появление золотой монетки с неба – важный момент в пьесе, главная героиня находит свою денежку не внизу, монета спускается ей в руки сверху. Это символ того, что все доброе и светлое приходит в нашу жизнь свыше, если мы не опускаем рук и верим в себя. – Мне многие говорили об этой сцене, что складывается впечатление, будто с Мухой все стали дружить только из-за монетки и самовара, – говорит Р. Джумахметов. – Да, так и было. Но с другой стороны, Муха очень человечная: когда ей улыбнулось счастье, она не отвергла тех, кто насмехался над ней, отнеслась к ним с душой. В этом смысл сказки – нужно оставаться человеком, придерживаться общечеловеческих норм и ценностей, жить достойно. Муха вызывает симпатию маленьких зрителей, пожалуй, даже большую, нежели ее ненастоящие друзья, которые убежали и спрятались при первых же признаках опасности, несмотря на то, что во время чаепития восхваляли ее и клялись в вечной любви и дружбе. Не менее интересны образы других главных героев – Комара (Насим Мамедов) и Паука Пауковича (деятель культуры РК И.Г. Таранов). Комар, в отличие от сказочного своего образа, не является ярко выраженным героем с присущей ему высокопарностью и бравадой. Это скорее комедийный персонаж, слегка нерасторопный, но смелый и предприимчивый. А Паук интересен тем, что в финале оказывается добрее фальшивых друзей – он дарит Мухе и Комару на свадьбу дом и много денег, а также клянется никогда не творить больше зла и обещает быть отцом для молодых. Да, Паук злодей, но злодей обаятельный. Он не скрывал свою сущность в начале, а после поражения не побоялся взять ответственность за совершенное, и раскаяться в своих ошибках. А то, что действие происходит на фоне красочных декораций, с непередаваемой игрой света и музыкальным оформлением, производит еще большее впечатление на маленьких зрителей. – С детскими сказками всегда тяжелее, чем с постановками для взрослых, – говорит Руслан Джумахметов. – С детьми нужно быть предельно искренним, не поучать, не наставлять с высоты своего уровня и опыта, а разговаривать с ними на одном языке. Это определяет, достучишься ты до них или нет. Это был мой опыт перед поступлением в институт на отделение режиссуры. Конечно, было страшно, в процессе работы могло что-то стопориться, опускались руки, уже к выпуску что-то не клеилось, нужно было устранять недоделки. Но я благодарен за эту возможность проявить себя. После спектакля я впервые услышал на худсовете, в состав которого входят все старейшины театра, похвалу в адрес всех актеров, задействованных в мюзикле. У этой сказки есть огромный потенциал, доля импровизации, доля творчества, неограниченные возможности для роста актеров. Галина САМОЙЛОВА